Есть ли гарантия на медицинские услуги?

Есть ли гарантия на медицинские услуги?

Медицинские услуги с юридической точки зрения Медицинские услуги представляют собой многообразие процедур, различающихся как с фактической, так и с юридической точки зрения. В целом под медицинскими услугами понимается комплекс мероприятий,...

Медицинские услуги с юридической точки зрения

Медицинские услуги представляют собой многообразие процедур, различающихся как с фактической, так и с юридической точки зрения.

В целом под медицинскими услугами понимается комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определённую стоимость (Письмо ФФОМС от 08.05.2009 № 2056/26-и). В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к таким услугам также относится медицинская реабилитация. Таким образом, законодатель чётко устанавливает перечень мероприятий, которые относятся к медицинским услугам.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ, на медицинские услуги распространяются правила о договоре возмездного оказания услуг. Так, медицинским, как и любым другим услугам, присуща одна важная особенность, которая выглядит на первый взгляд весьма парадоксальной. В отличие от договора подряда результат оказанных услуг не является условием договора: исполнитель обязан лишь оказать услугу, а заказчик её оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Позиция о том, что в предмет договора возмездного оказания услуг не входит достижение результата, ради которого он заключается, неоднократно подтверждалась высшими судебными инстанциями (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П). На практике это означает, что, например, парикмахер лишь обязан качественно выполнить свою работу, но за получившуюся прическу он ответственности не несёт; как и юрист не отвечает за принятое судом или иным органом решение. В случае с медицинскими услугами врач обязан оказывать помощь в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями, но насколько это поможет пациенту и какой результат даст, в его сферу ответственности, с юридической точки зрения, не входит.

Соответственно, в договоре оказания медицинских услуг указывается лишь перечень действий или деятельность, которую обязан осуществить исполнитель (врач или медицинское учреждение), и с этого момента он является согласованным (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 № 48).

После вышесказанного закономерным является вопрос: о каких вообще гарантиях может идти речь, если сам результат медицинских услуг не является даже предметом договора? Рассмотрим этот аспект.

Когда устанавливается гарантийный срок?

Несмотря на то что результат услуг не является предметом договора, в случае если этот результат носит материальный (овеществлённый) характер, то к этому результату применяются нормы договора подряда о гарантии качества работ и сроках обнаружения недостатка (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 4593/13 по делу № А41-7649/2012). В случае с медицинскими услугами таким материальным результатом является зубной или иной протез.

На практике это означает, что дантист при оказании услуг стоматологического протезирования не только обязан качественно установить зубной имплантат, он также несёт ответственность за то, что данный имплантат в течение определённого времени – гарантийного срока – будет служить по прямому своему назначению (конечно же, при должном уходе со стороны пациента).

Гарантийный срок может быть согласован в договоре возмездного оказания медицинских услуг. Однако ввиду особой специфики услуг законодателем нормативно закреплены отдельные гарантийные сроки. Так, например, гарантийный срок на зубные протезы из драгоценных металлов составляет один год (Приказ Минздрава СССР от 11.02.1972 № 107), на съёмные зубные протезы – шесть месяцев, несъёмные протезы – один год, если услуга оказывается за счёт бюджета города Москвы (Распоряжение Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 02.11.2012 № 36-Р).

Если же срок не согласован договором и не установлен нормативным актом, то надлежащее качество материального результата услуги должно быть сохранено в течение разумного срока. В этом случае суд (при наличии спора) будет исходить из фактических обстоятельств дела и ориентироваться на продолжительность установленных законом гарантийных сроков в иных аналогичных ситуациях. Однако следует учитывать, что в любом случае такой срок не может превышать двух лет со дня оказания услуги (п. 1 ст. 724 ГК РФ, п. 3 ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

На что может претендовать потребитель?

Как на пациента, которому медицинские услуги оказываются разово на платной основе, так и на тех, кто прибегает к помощи в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, распространяется законодательство о защите прав потребителей (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17). Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обнаружении недостатка в вышеуказанные сроки пациент вправе потребовать от медицинской организации:
1) безвозмездно устранить недостатки;
2) вернуть часть цены за оказанную услугу;
3) повторно оказать услугу надлежащего качества;
4) возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков, которые заказчик понёс для того, чтобы исправить результат некачественно оказанной услуги.

Кроме того, пациент вправе требовать возмещения убытков, компенсации морального вреда, а также неустойку в случае неудовлетворения законных требований в установленный законодательством срок. При восстановлении нарушенных прав через суд с нарушителя также будет взыскан штраф в пользу потребителя.

Таким образом, в силу специфики такого вида услуг, как медицинские, применение к ним гарантийного срока весьма ограничено. Однако если ваш случай всё-таки оказался гарантийным, следует в полной мере использовать свои права.

Источник: 4delat.ru
категории
Закон и МедицинаПубликация
. .