Новое в законодательстве о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля

. .
Прокуратура Алтайского края разъясняет
Новое в законодательстве о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля
Новое в законодательстве о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля

С 1 января 2017 года вступили в действие изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон), которым определены обязательные для всех контролирующих органов общие правила организации и проведения проверок субъектов предпринимательства.

Внесенные изменения существенным образом меняют саму концепцию контрольной деятельности, направлены на защиту прав хозяйствующих субъектов от излишнего административного давления.

Помимо непосредственно проверок, новый Закон предусматривает проведение контролирующими органами мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми субъектами.

Для осуществления мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований все контролирующие органы должны:

  1. разместить в сети «Интернет» для каждого вида контроля перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также тексты таких актов;
  2. осуществлять информирование субъектов предпринимательства об осуществляемом контроля, в том числе посредством опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и разъяснительной работы в СМИ, а также иными способами.
  3. проводить регулярно (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) и размещать на официальных сайтах в сети «Интернет» такие обобщения с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений с рекомендациями, которые должны приниматься предпринимателями в целях недопущения этих нарушений.

Кроме того, в целях профилактики нарушений при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, и если отсутствуют подтвержденные данные о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, и если это лицо ранее не привлекалось к ответственности за такие нарушения, орган контроля должен объявить такому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Следующий новый вид деятельности контролирующих органов –это проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с проверяемым лицом.

К таким мероприятиям относятся:

  1. плановые (рейдовые) осмотры территорий, транспортных средств;
  2. административные обследования земельных участков;
  3. измерение параметров окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;
  4. измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и средств связи;
  5. наблюдение при распространении рекламы, а также при размещении информации в сети «Интернет» и в СМИ.
  6. наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  7. другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Перечисленные мероприятия по контролю должны проводиться контролирующими органами на основании утверждаемых их руководителями заданий.

Закон вводит новый вид мероприятия по контролю, а именно, контрольную закупку, которая выполняется в целях проверки соблюдения предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц, а в случае, если ее основанием является угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан — по согласованию с органами прокуратуры.

Закон скорректировал основания и порядок организации и проведения контролирующими органами внеплановых проверок.

Новое основание для внеплановой проверки– это поступление в орган контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении специального разрешения либо лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности;

Внеплановая проверка по обращению о нарушении прав потребителей может быть проведена теперь только при условии, что ранее заявитель обращался за защитой своих нарушенных прав к субъекту предпринимательства, и такое обращение не было им рассмотрено, либо если требования заявителя не были удовлетворены.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контролирующий орган, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Теперь в случае, если у контролера возникнут обоснованные сомнения в авторстве обращения, он обязан принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение, либо достаточных данных о самом факте нарушения, должностное лицо контролирующего органа может провести так называемую предварительную проверку.

В ходе такой проверки принимаются меры по запросу у заявителей дополнительных сведений (в том числе в устном порядке), а при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с проверяемым лицом. В рамках такой проверки у субъекта предпринимательства могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации.

И вот в случае выявления по результатам предварительной проверки достаточных данных о нарушении обязательных требований, должностное лицо органа контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

Таким образом, в законе появились два новых основания для проведения внеплановых проверок – это мотивированное представление должностного лица органа контроля по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия, а также по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда или угрозы причинения вреда.

Начальник отдела по надзору за соблюдением прав прав предпринимателей прокуратуры Алтайского края
Марина Панчук
категории
Прокурор Разъясняет:ПубликацияРубрики
. .

.
НЕТ КОММЕНТАРИИ

Комментарии на сайте проходят модерацию. Согласно требованиям российского законодательства, мы не публикуем сообщения, содержащие нецензурную лексику и/или оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами.

Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Комментарии:

*

*

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ