Капитальное строительство отвественность

Вопросы ответственности, связанной со строительством и использованием объектов капитального строительства, являются в настоящее время весьма актуальными. Проблем в данной сфере немало, в том числе в определении субъектов ответственности. Изменения...

Вопросы ответственности, связанной со строительством и использованием объектов капитального строительства, являются в настоящее время весьма актуальными. Проблем в данной сфере немало, в том числе в определении субъектов ответственности.

Изменения в законодательстве, касающиеся ответственности при создании и эксплуатации указанных объектов, а также вопросы страхования в данных отношениях, породили многочисленные комментарии, со многими из которых сложно согласиться. При этом законодательные нововведения в этой области, их толкование затрагивают интересы практически всех: как юридических, так и физических лиц.

Для поиска ответов по существующим неясностям прежде всего необходимо рассмотреть законодательные нововведения, касающиеся строительства, а также использования объектов капитального строительства.

Отмена лицензирования деятельности, связанной со строительством, сопровождалась созданием механизмов, призванных заменить существовавшую ранее систему. Основой этих механизмов является введение саморегулирования для определенных видов данной деятельности. Данное нововведение оценивается специалистами по-разному.

В качестве главного положительного аспекта указанного шага отмечается важность дебюрократизации таких важных для экономики страны отношений, как строительство. Внедрение саморегулирования деятельности, связанной со строительством, называют институтом защиты предпринимателей от избыточного государственного контроля и необоснованного административного вмешательства в рыночные процессы.

В то же время, по мнению большинства противников отмены лицензирования строительной деятельности, негативным результатом отказа от разрешительно-лицензионной системы будет снижение качества строительных работ. Также высказываются сомнения относительно способности саморегулируемых организаций к созданию системы контроля, сопоставимой с государственной. Время покажет, кто прав.

Представляется, что необходим поиск таких путей реализации концепции саморегулирования в строительстве, при которых ухудшение качества работ, снижение уровня безопасности было бы (наряду с иными негативными последствиями) экономически невыгодным для предпринимателей.

Итак, в настоящее время ключевую роль в системе безопасности работ, связанных с капитальным строительством, играют саморегулируемые организации (далее – СРО). В соответствии со ст. 55.1 ГСК РФ основными целями СРО являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Исчерпывающий перечень СРО, создаваемых для указанных целей, содержится в ст. 55.3 ГСК РФ, в соответствии с которой допускается приобретение некоммерческими организациями статуса СРО следующих видов:

1) СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

В соответствии с п.1 ст. 55.8 ГСК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данный перечень утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе быть членом одной или нескольких СРО. В то же время п.2 ст. 55.8 ГСК РФ содержит императивное требование о том, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. По мнению некоторых специалистов, данная норма несовершенна ввиду отсутствия в ней возможности создавать СРО для комплексного решения потребностей предпринимателей, работающих в данном бизнесе (т.е одно СРО для всех вариантов «опасных работ»). Однако, скорее можно согласиться с теми, кто считает, что данная система является правильной, поскольку инженерные изыскания, проектная работа и капитальное строительство – это совершенно разные сферы деятельности, которые имеют свою специфику, настолько существенную, что создание «комплексных» СРО было бы ошибкой.

Пункт 3 ст. 55.8 ГСК РФ предусматривает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющееся членами саморегулируемой организации, не вправе выполнять виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если таким индивидуальным предпринимателем или таким юридическим лицом не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.

Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства, установленным п. 8.2 ст. 55.5 ГСК РФ, являются:

1) требование о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства. При этом индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем семь лет, не менее чем пять работников должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пункте 1 настоящей части лицами с проведением их аттестации.

Вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, урегулированы в ГСК РФ отдельно. Статья 60 ГСК РФ предусматривает следующее:

  • возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, осуществляется лицом, выполнившим такие работы;
  • возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации, осуществляется лицом, выполнившим такие работы;
  • возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, осуществляется лицом, выполнившим такие работы.

При этом по указанным вариантам работ субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несет соответствующая саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.

Итак, в настоящее время действуют положения о возмещении вреда указанными лицами. В этой связи важнейшее значение имеет вопрос об ответственности данных лиц в связи с принятием Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с редакцией п.1 ст. 60 ГСК РФ, введенной данным Законом, в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения собственник такого здания, сооружения (за исключением случая, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи), если не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (непреодолимой силы), возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством и выплачивает компенсацию сверх возмещения вреда:

1) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего – в сумме три миллиона рублей;

2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью – в сумме два миллиона рублей;

3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью – в сумме один миллион рублей.

Часть 2 ст. 60 в новой редакции предусматривает, что в случае причинения вреда вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения в период действия концессионного соглашения, предметом которого являются строительство или реконструкция и эксплуатация (использование) такого здания, сооружения, возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной ч. 1 настоящей статьи, осуществляются концессионером, если иное не предусмотрено концессионным соглашением или если он не докажет, что указанные разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Указанная норма вступает в силу с 1 июля 2013 г.

При толковании новой редакции ст. 60 ГСК РФ можно встретить совершенно ошибочные мнения. Многие специалисты считают, что указанная норма освобождает строителей, проектировщиков, лиц, выполняющих инженерные изыскания от ответственности за вред, которой возник в результате их упущений. Это глубоко ошибочный подход. Ответственность лиц, осуществлявших соответствующие работы, за вред, причиненный в результате их действий, вытекает из общих норм ГК РФ. Новая редакция ст. 60 ГСК РФ не освобождает их от ответственности. В соответствии с данной нормой собственник здания, сооружения не несет ответственность, если докажет, что вред причинен в результате действий третьих лиц. Такими третьими лицами в данных отношениях выступают строители, проектировщики, лица, выполняющие инженерные изыскания, по вине которых причинен вред.

Пункт 11 ст. 2 ГСК РФ относит к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности. Эта норма касается всех участников данных отношений, в том числе строителей, проектировщиков, лиц, выполняющих инженерные изыскания.

Статья 48 ГСК РФ предусматривает, что договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.

Статья 52 ГСК РФ говорит о том, что лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Следовательно, ответственность строителей, проектировщиков, лиц, выполняющих инженерные изыскания, новой редакцией ст. 60 ГСК РФ не отменяется. В противном случае разрушается вся вновь созданная система контроля за работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, основанная на системе СРО. Если предположить, что за вред, причиненный в результата разрушения, повреждения здания отвечает только собственник, в том числе если вред возник по вине лиц, участвовавших в процессе создания объекта, то последние в таком случае становились «уникальными» в гражданско-правовом плане субъектами, обладающими «правом на безответственность» за свои действия. Но такой вариант «свободы от ответственности» гражданским законодательством не предусмотрен.

В связи с данной проблемой представляется ошибочным выдвигаемый тезис о том, что собственник обязан возместить вред, возникший по вине строителей, проектировщиков, лиц, выполняющих инженерные изыскания (если это доказано собственником), и затем вправе предъявить к ним регрессное требование. Такой подход не соответствует положению новой редакции ст. 60 ГСК РФ, которая предусматривает, что собственник не несет ответственность за вред, возникший по вине третьих лиц.

Соответственно в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения собственник такого здания, сооружения должен выяснить причину вреда. Бремя доказывания того, что вред причинен по вине третьих лиц, лежит на собственнике. Если он сможет это доказать, ответственность ложится на виновных – третьих лиц.

В связи с изложенным следует также отметить, что норма об ответственности собственника совершенно не соотносится с реалиями, существующими в данной сфере. На первый взгляд, действительно, собственник обязан обеспечивать нормальное, безопасное функционирование всех систем, которые находятся в его здании. С другой стороны, в настоящее время у лица, который не является специалистом в данных вопросах, практически отсутствует возможность проверить безопасность функционирования этих систем, получить документ (экспертизу) о их состоянии, с тем чтобы в случае причинения вреда можно было привлечь к ответственности лицо, давшее заключение о безопасности системы (теплоснабжения, электросети, водоснабжения и т.д.). В такой ситуации собственник здания оказывается в положении, когда он при всем желании не имеет возможности защитить свои интересы на случай причинения ущерба из-за нарушений в функционировании его систем, предотвратить которые у него нет возможности. Представляется, что в связи с принятием новой редакции ст. 60 ГСК РФ необходимо создание системы экспертных организаций, которые давали бы заключения о состоянии соответствующих систем в зданиях, сооружениях, несли бы ответственность за свои заключения. При этом должны существовать механизмы, обеспечивающие исполнение обязательств такими организациями (обязательное страхование ответственности). Кроме того, с принятием новой редакции ст. 60 ГСК РФ особенно актуальным становится страхование ответственности собственников зданий, сооружений.

Автор: Александр Соловьев
категории
Авторские статьиЗакон и НедвижимостьПубликация
. .