О проблемах, возникающих у граждан, при образовании земельного участка…

О проблемах, возникающих у граждан, при образовании земельного участка…

_

О проблемах, возникающих у граждан, при образовании земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности и подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в качестве одного из документов оснований для  государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

С 1 марта 2015г. вступил в силу Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». Схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

О проблемах, возникающих у граждан, при образовании земельного участка…

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа либо на бумажном носителе. Приказ устанавливает унифицированную форму схемы расположения земельного участка.  С 01.01.2017 г. схема расположения согласно п.11 ст.41 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», является документом, на основании которого происходит государственный кадастровый учет и государственная регистрация права на земельный участок.  Таким образом, в случае, если схема расположения оформлена не в соответствии с Приказом, то при возникновении «государственной необходимости» реальной или мнимой (в результате махинаций), собственник земельного участка может остаться без возмещения материального ущерба в результате изъятия объекта недвижимости. Проблема оформления схем в соответствии с Приказом общероссийская. Чиновники часто не разбираются в деталях, а иногда открыто игнорируют федеральное законодательство, принуждая кадастровых инженеров, вносить в схему данные, которые должны быть отображены в документе, ее утверждающем. При официальном отказе орган местного самоуправления часто ссылается на ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждая, что в схеме должны быть указаны следующие характеристики земельного участка: условный номер (при образовании одного участка), адрес, категория, разрешенное использование, территориальная зона. Однако, ст.11.10 конкретно определяет того, кто присваивает эти характеристики –исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления. Земельным кодексом также определен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения:

  1.  несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10, т.е. форме, определенной Приказом Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762;
  2.  полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
  3.  разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам;
  4.  несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
  5.  расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных Земельным кодексом. До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с вышеперечисленными. Однако, такие законы должны были быть приняты не позднее 1 января 2016 года.

Таким образом, в случае неправомерного отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, гражданину стоит обратиться в надзорный орган – прокуратуру, в компетенцию которой входит контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации органами государственной власти и местного самоуправления. Любое несоблюдение нормативно-правовых актов должно пресекаться и наказываться. Не стоит отчаиваться, если ваши права нарушены. Изучайте законы, чтобы знать как себя вести в разных ситуациях и добиваться того, что определено для вас законодательством.

 Гриценко Валерия Викторовна
Гриценко Валерия Викторовна,
Руководитель Информационно-правового проекта «Народное право на землю»,
Эксперт Общероссийского народного фронта, кадастровый инженер.
Страница проекта ВКонтакте
Электронная почта: ipp–npz@yandex.ru
Skype: narodpravozem
Телефон: 8-962-262-97-82

 

категории
Авторские статьиЗакон и НедвижимостьПубликацияРубрики
. .