Получить назад свои деньги, уплаченные за бракованные или некачественные вещи либо товары и услуги, не устраивающие потребителя по каким-то показателям, зачастую бывает достаточно сложно.
Претензия на возврат денежных средств представляет собой юридический документ, призванный официально зафиксировать факт обращения в торговую фирму, где была сделана не устраивающая потребителя покупка, с требованием вернуть уплаченную за нее сумму и возместить убытки, связанные с ней и подтвержденные документально.
Когда пишется претензия
Необходимость в претензии возникает, когда ситуацию не удается разрешить мирным путем и дело имеет шанс дойти до судебного разбирательства. Поэтому при составлении и вручении претензии необходимо соблюдать ряд правил.
В каком случае пишется претензия на возврат денежных средств:
- Если о дефектах или недостатках приобретаемого товара покупателю было заявлено заранее, то этот факт фиксируется в гарантийном талоне или документе на оплату.
- Если в купленном товаре обнаруживаются неизвестные потребителю дефекты или значимые недостатки, а путем переговоров проблема не решается, составляется письменная претензия на возврат денег, в которой конкретно и четко излагаются все обстоятельства их выявления и требования потребителя.
- Если стороны не придут к соглашению, претензия на возврат денежных средств будет служить веским основанием для обращения в судебную инстанцию и взысканию в пользу истца не только суммы, уплаченной за товар, но также штрафа и неустойки. Поэтому к ее написанию и оформлению следует подходить с максимальной ответственностью.
Как правильно составить претензию на возврат денег
Взявшись за составление претензии на возврат денег, необходимо выяснить точный адрес и правильное наименование товара или поставщика услуг и фамилию руководителя предприятия. В документе обязательно указываются полные сведения о покупателе, обратившемся с претензией на возврат денег, включая его адрес и другие контактные данные.
В тексте претензии должны быть:
- подробное описание обстоятельств покупки, характеристик приобретенного товара, имеющихся у него дефектов и недостатков;
- ссылка на невозможность использования товара по назначению в связи с выявленными дефектами и недостатками и способ возврата его продавцу;
- описание дальнейших действий потребителя, в случае если не будет удовлетворена претензия на возврат денежных средств;
- дата и место составления претензии;
- подпись с расшифровкой;
- список документов (копий), подтверждающих факт приобретения товара (получения услуг) и понесенных убытков, если речь идет об их возмещении.
Оформление претензии на возврат денег должно производиться согласно правилам, принятым для официальной переписки – в формальном деловом стиле, литературным языком по возможности без грамматических ошибок, лаконично и уважительно. В тексте документа будет не лишней ссылка на соответствующие пункты Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите прав потребителей».
Специальная форма претензии на возврат денег законодательством не предусмотрена. В конце статьи можно просмотреть образец претензии на возврат денег и адаптировать его под свою ситуацию.
Как и куда подается претензия
Мало, грамотно составить претензию на возврат денег, важно правильно ее подать и проследить, чтобы она точно попала к адресату.
Претензия на возврат денежных средств пишется в двух экземплярах. Один необходимо отдать продавцу, а второй остается у покупателя. Вручить претензию можно лично, для чего следует подъехать в магазин или офис торгового предприятия и обратиться к уполномоченному лицу.
На вашем экземпляре должна остаться отметка о принятии документа с указанием:
- даты получения претензии;
- входящего номера (если ее принял секретарь);
- подписи лица, его принявшего, с расшифровкой фамилии, имени и отчества;
- его должности (на крупных предприятиях это может быть администратор, юрист или секретарь);
- фирменного штампа или печати организации (если это возможно).
Отправить бланк претензии на возврат денег на адрес продавца или производителя продукции можно по почте заказным письмом, но с обязательным уведомлением о вручении.
В этом случае к нему должна быть приложена опись вложений, а отправитель должен сохранить почтовую квитанцию, на которой указывается идентификационный номер почтового отправления, и уведомление о его вручении адресату.
При наличии идентификационного номера, дату доставки вашей претензии адресату можно узнать по интернету. Распечатка с почтового сайта с подтверждением факта вручения принимается судом (если дело доходит до судебного разбирательства).
На ответ и урегулирование возникшего конфликта дается 10 дней. Этот срок отсчитывается от даты, следующей за днем, когда претензия на возврат денежных средств была доставлена и вручена адресату. Если в течение этого времени им не было предпринято шагов по возврату денег, можно смело обращаться в суд и другие органы, такие как Роспотребнадзор или Отдел по защите прав потребителей.
Права потребителей
Там же прописана ответственность продающей организации за несвоевременную выплату денег.
Приобретя бракованную вещь, покупатель может потребовать:
- пересмотра цены покупки и возмещения суммы уценки;
- возмещения денег, уплаченных за ремонт, устранение дефекта или неисправности, произведенный после их обнаружения;
- полного возврата стоимости покупки;
- возврата денег за товар и возмещения ущерба, связанного с продажей некачественного товара.
Если продавец (исполнитель, когда речь идет об услугах) отказывается удовлетворить справедливое требование потребителя и вернуть ему потраченные деньги в добровольном порядке, суд вправе взыскать в его пользу неустойку и солидный штраф.
Так, суд начисляет неустойку в 1% от стоимости товара за каждый день задержки и назначает 50% штраф за отказ решить вопрос в досудебном порядке. Однако получить неустойку и штраф покупатель сможет, только если не поленился написать претензию на возврат денег, и вручить должным образом продавцу.
Обычно суд становится на сторону потребителя, даже если им не была написана претензия на возврат денежных средств, и это требование было в устной форме озвучено продавцу. Но тогда на начисление штрафа и неустойки можно не рассчитывать, и покупатель сможет получить назад только чистую стоимость товара и судебных издержек.
Скачать претензию на возврат денег
Претензия на возврат денег скачать в формате Word.
Имея пример претензии на возврат денег, можно самостоятельно пройти весь путь от ее составления и вручения продавцу, до судебного разбирательства.