Генеральная прокуратура РФ обобщила практику прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления

. .
Генеральная прокуратура РФ проанализировала практику прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления. Органами прокуратуры приняты меры к усилению надзора на...

Генеральная прокуратура РФ проанализировала практику прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Органами прокуратуры приняты меры к усилению надзора на данном направлении. В частности, в 2015 году – первом полугодии 2016 года выявлено более 166 тыс. нарушений в области обращения с отходами, с целью их устранения внесено 30,4 тыс. представлений, на незаконные правовые акты принесено свыше 5 тыс. протестов, в суды предъявлено 20,8 тыс. заявлений, по результатам рассмотрения которых удовлетворено исков на сумму около 1,3 млрд руб. По требованиям прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 38,6 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 56 уголовных дел.

Особое внимание прокуроров обращено на деятельность региональных органов государственной власти, которые должным образом не осуществляют нормативно-правовое регулирование вопросов вывоза и утилизации отходов (республики Адыгея и Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области). Например, по результатам рассмотрения внесенного прокуратурой Республики Адыгея представления региональными органами исполнительной власти приняты меры по утверждению правовых актов в сфере сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Зачастую территориальные органы Росприроднадзора должным образом не реализуют полномочия по контролю за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также полнотой и своевременностью ее внесения, предоставленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Так, управлением Росприроднадзора по Владимирской области не принимались меры в отношении более чем 100 предприятий, не перечисливших установленную законом плату и не представивших отчетность об обращении с отходами. Прокурором области по данному факту внесено представление, которое удовлетворено.

Прокурорами пресекались нарушения при реализации органами исполнительной власти полномочий по нормированию в области обращения с отходами (Республика Тыва, Волгоградская, Свердловская области и другие регионы). По протестам Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора отменено 75 незаконных приказов руководителей территориального управления Росприроднадзора и регионального комитета природных ресурсов и экологии об утверждении нормативов в сфере обращения с опасными отходами, принятых на основании фиктивных документов, представленных проектными организациями. Кроме того, по материалам прокурорских проверок органами внутренних дел возбуждено 35 уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (мошенничество).

В ходе прокурорских проверок выявлено неисполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации обязанностей по утверждению схем обращения с отходами и созданию региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Прокурором Республики Тыва в целях безотлагательного принятия мер к разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами председателю правительства республики внесено представление. Аналогичные нарушения имели место во всех регионах Южного федерального округа.

Прокурорами в Дальневосточном федеральном округе выявлены факты ненадлежащего исполнения регионального государственного контроля и надзора в названной сфере (Республика Саха (Якутия), Амурская и Сахалинская области). Вопреки требованиям закона министерство природных ресурсов Амурской области не проверяло наличие у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, документов о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования. В этой связи Амурским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление.

Органами местного самоуправления нормативы накопления отходов определяются с превышением компетенции (Воронежская, Ростовская, Свердловская, Тамбовская области и другие субъекты). Так, в Воронежской области прокуратурой Бутурлиновского района принесен протест на решение совета народных депутатов городского поселения, которым за рамками полномочий утверждены среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для юридических лиц. Требования прокурора удовлетворены, решение в указанной части отменено. Всего в 2015 году по протестам прокуроров Воронежской области по аналогичным основаниям в соответствие с законом приведено более 30 муниципальных актов.

Должным образом не организовано выделение мест для размещения отходов (республики Адыгея, Коми, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Курганская, Ростовская, Сахалинская, Челябинская области и другие регионы). Например, в Сахалинской области по протесту Холмской городской прокуратуры пресечено необоснованное предоставление городской администрацией участка из состава земель лесного фонда под полигон твердых бытовых отходов.

Особого внимания прокуроров требует вопрос ликвидации полигонов твердых коммунальных отходов, образованных в нарушение законодательства. В Пензенской области в связи с заявленными прокурорами исками ликвидировано более 250 неорганизованных свалок мусора, в том числе в границах водоохранных зон, на землях сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. В Краснодарском крае по результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования в прошедшем и текущем году устранено более 265 таких свалок на площади свыше 220 гектаров.

В связи с изложенным Генеральная прокуратура Российской Федерации предложила усилить надзор за исполнением законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, максимально использовать полномочия по предъявлению заявлений (исков) в суд для понуждения виновных лиц к возмещению причиненного противоправными деяниями ущерба окружающей среде, а случае причинения вреда здоровью граждан, а также массовой гибели представителей флоры и фауны, возникновения очагов заболеваний направлять материалы прокурорских проверок в органы расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

категории
новостиОбщество
. .
НЕТ КОММЕНТАРИИ

Комментарии на сайте проходят модерацию. Согласно требованиям российского законодательства, мы не публикуем сообщения, содержащие нецензурную лексику и/или оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами.

Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни.

Комментарии:

*

*

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ