Согласно Закону о защите прав потребителей, покупатель имеет право вернуть продавцу товар несоответствующего качества и получить либо деньги, либо такое же изделие, но надлежащего качества. Но продавцы крайне неохотно идут на это и даже могут отказать по необоснованным причинам или же до последнего затягивать с оформлением возврата. Ускорить процесс и убедить недобросовестных продавцов в знании своих прав и компетентности поможет претензия на возврат товара, составленная по всем правилам.
В каких случаях подается претензия
Претензия по качеству товара позволяет добиться через суд не только возврата стоимости товара, но и компенсацию морального и материального ущерба (например, если неисправная техника в процессе эксплуатации становится причиной повреждения вашего имущества).
Претензию можно составить в трех случаях:
- товар качественный, но по каким-то параметрам не подходит потребителю;
- товар некачественный, но стоит на гарантии;
- товар некачественный и с истекшим гарантийным сроком, но со дня покупки еще не прошло два года.
В большинстве случаев закон будет на стороне потребителя, но претензия не будет иметь силы, если при покупке товара продавец указал на его недостатки. Хотя если такого рода проблемы не зафиксированы в письменном виде или в виде отметок в гарантийных документах, от продавца можно добиться замены товара или возврата денежных средств.
Как составляется претензия
Претензия составляется следующим образом:
- В правом верхнем углу документа указывается имя руководителя или директора организации-продавца с адресом, здесь же пишется от кого поступила претензия (с адресом проживания).
- Далее пишется заголовок «Требование (претензия) о расторжении договора купли-продажи и возврате стоимости товара ненадлежащего качества».
- В «теле» претензии подробно описывается, когда и где был куплен товар, который вы хотели бы вернуть, а также точная сумма, которую вы заплатили. Если вы обращались в сервисный центр для ремонта по гарантии – это также стоит упомянуть.
- Опишите ваши требования. Это может быть требование как возврата полной стоимости покупки, так и выплаты морального или материального ущерба, а также в случае возврата некачественного товара взамен нового, но более дорого с доплатой вы можете потребовать возмещение этой разницы.
- В конце письма необходимо предупредить продавца, которому подается претензия на некачественный товар, о том, что в случае отказа удовлетворения требований добровольно вы намеренны обращаться в суд.
- Укажите, что просите сообщить вам о принятом решении продавца письменно: согласно 22 статье Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять меры в течение десяти дней с момента подачи претензии.
Дополнительные рекомендации и советы
Осуществляя возврат товара ненадлежащего качества, составляйте претензию в двух экземплярах, один из которых должен остаться у вас. При этом вручая документ представителю продавца добейтесь того, чтобы на вашей копии он поставил дату получения и указал свою фамилию и должность. Таким образом, вы застрахуете себя от того, что документ «случайно затеряется» или продавец будет утверждать, что вы не подавали претензию.
Описывая ситуацию, максимально точно указывайте даты, названия и другую точную информацию, в том числе – модель, комплектацию, серийный номер и другие возможные параметры изделия.
Обмен товара ненадлежащего качества обычно сопровождается экспертизой, которая должна подтвердить наличие дефектов и недостатков изделия, возникших не по вашей вине. Но продавцы часто обязуют потребителя оплачивать эту процедуру, несмотря на то, что согласно законодательству продавец обязан делать это за свой счет (статьи 18 и 503 ГК РФ). Это касается и способа доставки крупногабаритных тяжелых товаров (весом более пяти килограммов) продавцу, который согласно п. 7 Закона «О защите прав потребителей» обязан брать эти расходы на себя.